О нашей школе
Главная страницаО нашей школеПед. коллективНаш опыт работыДокументыФотогаллерея

Презентация...

Вечерней школе сорок лет

Валентина Береговая, директор:

   .

  униципальное образовательное учреждение «Большеулуйская вечерняя школа» называется так именно потому, что много лет занятия в ней проводились по вечерам, после окончания рабочего дня. Вначале с 19 часов 30 минут и до полуночи, позднее - с 18 часов. В этом учебном заведении повышали свой образовательный уровень как работающая молодежь, так и люди более стершего возраста. Все они по тем или иным причинам не смогли своевременно получить среднее образование, потому, уже работая, продолжали учиться.

   В этой школе я работаю директором восемь лет. С 2001 года ее называют вечерней (сменной) общеобразовательной. И  время занятий стало иным. Его перенесли на вторую половину дня. Практикуются формы обучения: очная и заочная, индивидуальная, экстернат. С конца семидесятых годов прошедшего столетия к нам, в большинстве своем, стали приходить молодые люди без знаний и желания учиться. Они смотрят на занятия, как на отдых от труда, сбегают с уроков, а впоследствии просто прекращают посещать занятия. На учебное заведение спускались планы гигантского набора учеников. Их надо было выполнять. Поэтому на базе общеобразовательных дневных школ открывались учебно-консультационные пункты, в которые садились за парту  все, кто был младше тридцати лет и не имел среднего образования.

   Писать о вечерней школе - дело неблагодарное: проблем много, а реальных изменений нет. Лишь только за последний год чуть «забрезжил свет в конце тоннеля». Уже двадцать лет она выброшена на задворки общего образования. В перестроечные годы перед учебным заведением стоял гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?». В нашем районе он  решён положительно.

 Недостаточное внимание к вечерним школам чревато социальными последствиями. В вечерние школы приходят подростки из неблагополучных, пьющих семей. По своему социальному составу более половины семей учащихся неполные, есть и опекаемые дети. После «выброса» из дневной школы таким учащимся, в лучшем случае, удаётся закончить "вечёрку" и ПТУ, а о дальнейшем обучении не приходится и думать. Как правило, уровень знаний и мотивация таких школьников очень низкая. Большинство из них имеет  слабую нервную систему, малый объём памяти, ослабленную концентрацию внимания, быструю утомляемость. Обычное явление – это вопиющая неграмотность, незнание таблицы умножения, отсутствие интереса к учёбе. Не подбери мы этот «отсев» из дневных школ, этих ребята пополнят исправительно-трудовые колонии. Наше учебное заведение принимает их со словами «Мы рады видеть вас!».В октябре 2008 года нашему общеобразовательному учреждению исполнится сорок лет. Юбилей! Миссия нынешней школы - вырвать многих подростков из группы «риска», нацелить на добрые дела и поступки, помочь в освоении наук, дать шанс найти своё место в обществе. Между тем программа вечерней школы почти совпадает с программой дневной школы, а на её прохождение отводится учебная нагрузка в два- три раза меньше. Эти исходные позиции диктуют необходимость разработки и применения особых подходов, которые позволяли бы выучивать юношей и девушек за более короткий промежуток времени, включая каждого в учебный процесс. Решить эти проблемы помогает индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО), она позволяет обучаться индивидуально, выбирать уровень сложности, создает благоприятный микроклимат на уроках, развивает самостоятельность, коммуникативные способности. При работе с учащимися, выбравшими заочную форму обучения и экстернат, педагоги выбирают ИОСО. Учебные материалы по каждому предмету представляют в виде последовательности разнообразных работ (устных и письменных) обучающего, развивающего и проверочного характера. Для этой группы учащихся разработаны индивидуально-ориентированные учебные планы (ИОУПы). Например, прибыл ученик в середине учебного года из рядов Вооружённых Сил в 12 класс, устроился на работу. Ему необходимо получить образование. И выбирается ИОСО, как наиболее приемлемый способ обучения. Создание вечерней школы - одна из важных страниц в истории района. Трудно переоценить роль, которую сыграло наше учебное заведение в развитии образования работающей молодежи. Более 300 аттестатов об основном общем образовании и 300 аттестатов о среднем общем образовании было вручено выпускникам за время  существования школы. Перемены, происходящие в жизни общества, диктуют условия для изменения вечерней школы. Меняется контингент учащихся, их возраст. Вечерняя школа во все времена выполняла и выполняет социальный заказ. Она всегда стремится помочь району в подготовке квалифицированных кадров. Мы гарантируем справедливость в реализации конституционного права каждого на получение качественного бесплатного общего образования.

   В разные годы учебным заведением руководили Иван Григорьевич Стефаненко, Илья Федорович Затворницкий, Сергей Кириллович Смердин, Татьяна Ефимовна Ткаченко, Николай Александрович Конусов. В ней работали педагоги Тамара Акимовна Брянц,Татьяна Ефимовна Смычкова и другие.

   В современных условиях вечерняя школа находится в сложном положении – скромное финансирование, недостаточная нормативная и методическая база, отсутствие программ и учебников. Все это требует от педагогов особого мастерства и профессионализма. Учебно-воспитательный процесс выстраивается на основе андрогогических принципов:

  • самостоятельная деятельность является основным видом учебной работы;
  • принцип совместной деятельности ученика и учителя, а также ученика и ученика;
  • принцип опоры на опыт;
  • индивидуализация обучения;
  • конкретные жизненно важные цели;
  • принцип актуализации обучения;
  • предоставление учащимся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов;
  • принцип формирования образовательных потребностей;
  • принцип осознанности обучения.

Несмотря на все трудности, школа не только пытается выживать, но и ищет пути развития. Вечерние  школы открыты для всех, они важны и необходимы. По-разному складываются судьбы людей, кто-то обязательно будет нуждаться в школе, подобной вечерней, но уже более совершенной и по-современному модернизированной. Вечернее общеобразовательное учреждение – это школа для  простых людей труда. И если  не будет их, то это снизит интеллектуальный потенциал нации. Отсутствие таких школ ослабит единое образовательное пространство и подорвёт основы демократичности и доступности образования для всех. Допускать этого нельзя, ни при каких обстоятельствах.

Сайт управляется системой uCoz