Презентация... |
Вечерней школе сорок лет
Валентина
Береговая, директор:
.
-Муниципальное
образовательное учреждение «Большеулуйская вечерняя школа» называется
так именно потому, что много лет занятия в ней проводились по вечерам,
после окончания рабочего дня. Вначале с 19 часов 30 минут и до полуночи,
позднее - с 18 часов. В этом учебном заведении повышали свой
образовательный уровень как работающая молодежь, так и люди более
стершего возраста. Все они по тем или иным причинам не смогли
своевременно получить среднее образование, потому, уже работая,
продолжали учиться.
В этой школе я работаю директором восемь лет. С 2001 года ее называют
вечерней (сменной) общеобразовательной. И время занятий стало иным. Его
перенесли на вторую половину дня. Практикуются формы обучения: очная и
заочная, индивидуальная, экстернат. С конца семидесятых годов прошедшего
столетия к нам, в большинстве своем, стали приходить молодые люди без
знаний и желания учиться. Они смотрят на занятия, как на отдых от труда,
сбегают с уроков, а впоследствии просто прекращают посещать занятия. На
учебное заведение спускались планы гигантского набора учеников. Их надо
было выполнять. Поэтому на базе общеобразовательных дневных школ
открывались учебно-консультационные пункты, в которые садились за парту
все, кто был младше тридцати лет и не имел среднего образования.
Писать о вечерней школе - дело неблагодарное: проблем много, а реальных
изменений нет. Лишь только за последний год чуть «забрезжил свет в конце
тоннеля». Уже двадцать лет она выброшена на задворки общего образования.
В перестроечные годы перед учебным заведением стоял гамлетовский вопрос:
«Быть или не быть?». В нашем районе он решён положительно.
Недостаточное внимание к вечерним школам чревато социальными
последствиями. В вечерние школы приходят подростки из неблагополучных,
пьющих семей. По своему социальному составу более половины семей
учащихся неполные, есть и опекаемые дети. После «выброса» из дневной
школы таким учащимся, в лучшем случае, удаётся закончить "вечёрку" и
ПТУ, а о дальнейшем обучении не приходится и думать. Как правило,
уровень знаний и мотивация таких школьников очень низкая. Большинство из
них имеет слабую нервную систему, малый объём памяти, ослабленную
концентрацию внимания, быструю утомляемость. Обычное явление – это
вопиющая неграмотность, незнание таблицы умножения, отсутствие интереса
к учёбе. Не подбери мы этот «отсев» из дневных школ, этих ребята
пополнят исправительно-трудовые колонии. Наше учебное заведение
принимает их со словами «Мы рады видеть вас!».В октябре 2008 года нашему
общеобразовательному учреждению исполнится сорок лет. Юбилей! Миссия
нынешней школы - вырвать многих подростков из группы «риска», нацелить
на добрые дела и поступки, помочь в освоении наук, дать шанс найти своё
место в обществе. Между тем программа вечерней школы почти совпадает с
программой дневной школы, а на её прохождение отводится учебная нагрузка
в два- три раза меньше. Эти исходные позиции диктуют необходимость
разработки и применения особых подходов, которые позволяли бы выучивать
юношей и девушек за более короткий промежуток времени, включая каждого в
учебный процесс. Решить эти проблемы помогает
индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО), она позволяет
обучаться индивидуально, выбирать уровень сложности, создает
благоприятный микроклимат на уроках, развивает самостоятельность,
коммуникативные способности. При работе с учащимися, выбравшими заочную
форму обучения и экстернат, педагоги выбирают ИОСО. Учебные материалы по
каждому предмету представляют в виде последовательности разнообразных
работ (устных и письменных) обучающего, развивающего и проверочного
характера. Для этой группы учащихся разработаны
индивидуально-ориентированные учебные планы (ИОУПы). Например, прибыл
ученик в середине учебного года из рядов Вооружённых Сил в 12 класс,
устроился на работу. Ему необходимо получить образование. И выбирается
ИОСО, как наиболее приемлемый способ обучения. Создание вечерней школы -
одна из важных страниц в истории района. Трудно переоценить роль,
которую сыграло наше учебное заведение в развитии образования работающей
молодежи. Более 300 аттестатов об основном общем образовании и 300
аттестатов о среднем общем образовании было вручено выпускникам за время
существования школы. Перемены, происходящие в жизни общества, диктуют
условия для изменения вечерней школы. Меняется контингент учащихся, их
возраст. Вечерняя школа во все времена выполняла и выполняет социальный
заказ. Она всегда стремится помочь району в подготовке квалифицированных
кадров. Мы гарантируем справедливость в реализации конституционного
права каждого на получение качественного бесплатного общего образования.
В разные
годы учебным заведением руководили Иван Григорьевич Стефаненко,
Илья Федорович Затворницкий, Сергей Кириллович Смердин,
Татьяна Ефимовна Ткаченко, Николай Александрович Конусов.
В ней работали педагоги Тамара Акимовна Брянц,Татьяна Ефимовна
Смычкова и другие.
В современных условиях вечерняя школа находится в сложном положении –
скромное финансирование, недостаточная нормативная и методическая база,
отсутствие программ и учебников. Все это требует от педагогов особого
мастерства и профессионализма. Учебно-воспитательный процесс
выстраивается на основе андрогогических принципов:
-
самостоятельная
деятельность является основным видом учебной работы;
-
принцип совместной
деятельности ученика и учителя, а также ученика и ученика;
-
принцип опоры на
опыт;
-
индивидуализация
обучения;
-
конкретные жизненно
важные цели;
-
принцип
актуализации обучения;
-
предоставление
учащимся определенной свободы выбора целей, содержания, форм,
методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения,
оценивания результатов;
-
принцип
формирования образовательных потребностей;
-
принцип
осознанности обучения.
Несмотря на все трудности, школа не только пытается выживать,
но и ищет пути развития. Вечерние школы открыты для всех, они важны и
необходимы. По-разному складываются судьбы людей, кто-то обязательно
будет нуждаться в школе, подобной вечерней, но уже более совершенной и
по-современному модернизированной. Вечернее общеобразовательное
учреждение – это школа для простых людей труда. И если не будет их, то
это снизит интеллектуальный потенциал нации. Отсутствие таких школ
ослабит единое образовательное пространство и подорвёт основы
демократичности и доступности образования для всех. Допускать этого
нельзя, ни при каких обстоятельствах. |