Список работ: Т.А.Баркова: «Методические рекомендации педагогам по использованию поэлементного анализа контрольных работ». В.А.Дедюк: "О системе работы"... С.М.Потехина: "Из опыта работы"... М.И.Бондаренко: "История". А.А. Михайлова: "План"... |
«Методические рекомендации педагогам по использованию поэлементного анализа контрольных работ» Любой учитель в ОУ постоянно на протяжении своей педагогической деятельности использует работу по проверке знаний по предметам различными способами ,при этом получает определенный результат, но не всегда умеет правильно провести поэлементный анализ, который впоследствии мог дать бы положительный результат для учащихся. Задача каждого учителя не вытянуть всех учащихся на заданный уровень знаний, умений и навыков, а вывести каждого ученика в режим развития. Для этого надо проводить регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, т.к. цели обучения формируются через результат обучения, а это обязывает заниматься предметным мониторингом. Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации деятельности педагогической системы. Мониторинг представляет собой целостный управленческий инструмент. Неотъемлемой частью предметного мониторинга является поэлементный анализ итоговых контрольных работ по предметам. Существует система измерителей для проверки результатов обучения: контрольные срезы, контрольные работы, тестовые задания. В процессе изучения тем по предметам проводится текущий контроль, который позволяет дать оценку результатам повседневной работы. При этом процессе устанавливается не только результат предшествующей работы,качество усвоения знаний, умений, навыков, готовность учащихся к восприятию нового материала. Цель данного контроля-анализ хода формирования ЗУНов .Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на образовательный дефицит, выявить их причины, принять необходимые меры к устранению, возвратиться к еще неусвоенным правилам, операциям и действиям. При этом виде контроля учитель должен выявить образовательный дефицит у учащихся по теме. Для выявления образовательного дефицита учитель выполняет поэлементный анализ выполнения этой работы учащимся. Для этого анализа, нужно знать какие умения и навыки должны быть сформированы в результате обучения. Например, по алгебре в седьмом классе изучается тема: «Формулы сокращенного умножения».При изучении этой темы проводится текущий контроль на знание этих формул и составляется поэлементный анализ выполненной работы (см. ниже)
В результате поэлементного анализа был выявлен образовательный дефицит по знанию формул у учащихся. Затем с этими учащимися на уроке организована работа в сводных группах. В них дети изучают вновь (заучивают) формулы, которые еще ими не усвоены, затем разбиваются группы на пары сменного состава, где они обучают друг друга (взаимотренаж, взаимопроверка заданий); после этой работы учащийся из пары сменного состава идет ликвидировать свой дефицит ответом у учителя. Если его ответ не на положительный результат, то учащийся вновь возвращается на работу в пары сменного состава, таким образом ,он имеет возможность второй раз восполнить свои знания для устранения образовательного дефицита. Так эта работа продолжается пока учащийся не получит положительный результат. В завершении изучения темы проводится итоговая контрольная работа по теме «Разложение на множители». Итоговый контроль проводится с целью проверки знаний, умений школьников по полностью изученной теме программы. Работа, которая предусматривает выполнение ЗУНов 1,2,3 (см. табл.) оценивается в три балла. Работа, которая предусматривает выполнение ЗУНов 1,2,3,4 (см. табл.) оценивается в четыре балла. Работа, которая предусматривает выполнение ЗУНов 1,2,3,4,5 (см. табл.) оценивается в пять баллов.
Сравнивая поэлементный анализ текущей контрольной работы и итоговой контрольной работы (по. табл.), можно увидеть, что поэлементный анализ помог устранить пробелы в знаниях учащихся, повысить качество знаний, а также осуществлять самоконтроль. Вновь проявившиеся пробелы в знаниях ликвидируются учащимися по выше описанному механизму, на что выделяется два-три дня. Поэлементный анализ показывает пробелы в знаниях у каждого ученика. По этому анализу учитель, учащийся, родитель могут получить полную информацию о пробелах в знаниях ученика. После поэлементного анализа проведенные контрольные работы для каждого учащегося имеющего недостатки в выполнении работы ,разрабатываются учителем дополнительные (дифференцированные задания), которые отрабатываются на уроке после контрольной работы (ПСС, групповая работа, индивидуальная работа) и затем, вновь учителем проводится поэлементный анализ. Если после повторного контроля не до конца имеются положительные результаты в работе, то преподаватель может наметить еще дополнительную работу по устранению этих недочетов. Таким образом ,главное в этой работе – личностный критерий, индивидуальность. Поэлементный анализ поможет учителю эффективно устранить пробелы в знаниях учащихся и повысить качество знаний. Кроме того, этот анализ помогает осуществлять самоконтроль. Такую работу надо взять за основу проведения мониторинга качества знаний учащихся. Анализ допущенных в контрольной работе ошибок дает необходимость использовать для устранения их разработанные дифференцированно задания по допущенным пробелам. Определение степени применения педагогом дифференцированного подхода при обучении школьника, позволяет усвоить учащимися стандарта по предмету. Сравнивая показатели уровня знаний первоначальной и итоговой контрольных работ по темам, можно наглядно проследить эффективность использования поэлементного анализа. Баркова Т.А., tvi@krasmail.ru
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Большеулуйской вечерней (сменной) общеобразовательной школы Светланы Михайловны Потехиной ВСШ отвечает за обучение и подготовку к самостоятельной жизни едва ли не самого сложного ученического контингента, которого от всех остальных учащихся в учебном плане отличает невысокий уровень учебной мотивации, слабые и бессистемные знания, несобранность и неумение общаться, неразвитость навыков учебной работы. Перед педагогами ВСШ соответственно стоит четыре главные общеобразовательные задачи:
1. стимулирование познавательных интересов учащихся;
2. формирование опорных знаний учеников;
3. привитие им навыков самоорганизации и общения;
4. привитие им умений и навыков самостоятельного учебного труда.
Я работаю учителем русского языка и литературы в МОУ «Большеулуйская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». Имею высшее педагогическое образование по специальности «русский язык и литература», 1 квалификационную категорию по должности «учитель». Педагогический стаж – 22 года. В течение 17 лет преподаю русский язык и литературу детям, по разным причинам, оставившим дневную школу. Имея такой контингент, мне приходится, создавать на своих уроках условия, обеспечивающие доступность среднего образования для одной из самых проблемных категорий обучающихся. Я организую учебную деятельность, исходя из возможностей и опыта учащихся, создавая на уроках атмосферу взаимопонимания и доброжелательности. Целью своей педагогической деятельности считаю воспитание образованного, самостоятельно мыслящего успешного человека. Мои педагогические принципы: § единство обучения и воспитания; § уважение личности ребёнка и создание ситуации успеха как важного стимула положительного отношения ребёнка к изучаемым предметам; § создание условий для формирования внутренней потребности ученика в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей; § связь обучения с жизнью, повышающая значимость учебной деятельности, придающая ей осмысленный характер и формирующая у ученика умение применять полученные знания на практике; § использование возможностей преподаваемых предметов в качестве средств формирования личности, способной к успешной и компетентной деятельности. В достижении цели мне помогает также работа над методической темой «Технология ИОСО как способ формирования у учащихся учебных и общеучебных компетентностей». По- моему мнению, воспитать образованного, самостоятельно мыслящего успешного человека можно, научив его искусству общения, т.е. сформировав у ученика коммуникативную компетенцию. Чтобы сформировать у своих учеников коммуникативную компетенцию, я создаю на уроках условия реального общения, атмосферу доверия и открытости, подбирая актуальные темы и интересные для данных учеников задания. Знания технологии ИОСО позволяют мне использовать групповые формы организации учебной деятельности по усвоению учебного материала. На таких занятиях я лишь организатор, а ученики, работая в группах, осмысливают, уточняют, воспроизводят, обобщают новую для себя информацию. Я владею различными методиками, в т.ч. одной из сложных методик – методикой Ривина, методикой взаимопередачи тем, что позволяет включать в работу самых слабых учащихся. При организации учебного процесса я продумываю организацию не только собственной деятельности на уроке, но и деятельность учащихся, вижу каждого ученика, дифференцирую учебный материал для отдельных учащихся, позволяющий выходить на разноуровневые вариативные задания, налаживать межличностное общение; совершенствую письменную и устную речь учащихся через овладение ими терминологии и понятий изучаемого предмета. Использую на уроках различные методы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, программированный и частично-поисковый. Разнообразны также методические приемы: взаимопроверка, проговаривание-комментирование действий, составление таблиц, схем, работа с деформированным текстом. Создание на уроке благоприятной среды, взаимного уважения, доброжелательности, умения включить класс в рабочий режим–вот все то, что можно увидеть на моих уроках. Учитывая специфику вечернего образования, применяю различные формы, методы и приемы: работа с карточками, учебником, критическим материалом, лекции, вопросы-ответы, слуховые диктанты, сигнальные таблицы, словарно-орфографические разминки. На уроках литературы и языка большое внимание уделяю лексической работе, изучению теории литературы, закреплению нового материала в форме тезиса, плана. Корректирую учебную деятельность учащихся, выявляя и устраняя пробелы в их изучении методом повторения и закрепления, осуществляю межпредметные связи языка, литературы, истории. Доклады, устные высказывания, выразительные чтения, сочинения-рассуждения формируют у моих учеников устную и письменную речь. Для повышения грамотности у учащихся провожу небольшие по объему предупредительные и объяснительные диктанты, оценки за которые (неудовлетворительные) сразу не выставляю, а лишь отмечаю на полях тетради количество ошибок. Это служит приглашением к сотрудничеству и исключает травмирование учеников. Я предлагаю ученикам самим найти ошибки, исправить, осмыслив и объяснив их. При повторении ранее изученного материала действую по принципу добровольности: отвечают только те, кто уверен в себе и владеет необходимыми знаниями. Осознанно относиться к результатам учебной деятельности учащимся помогает рефлексия: размышления о себе, о своей работе. Этот прием используется в целях создания у учащихся внутренней потребности в непрерывном совершенствовании, учит учеников осознанно относиться к полученной отметке. Такие приемы работы – это элементы педагогики сотрудничества, которую я практикую в течение многих лет, понимая, что отношения между учениками и учителем должны основываться на демократических принципах, что и является залогом успеха работы любого учителя. На уроках применяю не только текстовой материал, но и произведения живописи и музыки, видеоматериалы, ТСО, ИКТ. Это позволяет мне активизировать учебный процесс, т.к. учащиеся охотнее работают, если на уроках присутствует элемент необычности. Уроки литературы достаточно эмоциональны, цели четко определены и носят нравственный, воспитательный характер. Большое значение придаю воспитанию культуре устного ответа, учу анализировать произведение, поступки литературных героев. Большое внимание уделяю работе с текстом. Использую в работе различные формы и методы: беседы, предварительные индивидуальные задания, опорные схемы-конспекты. Достаточное внимание уделяю самостоятельной работе, составлению конспектов лекций (уроки по творчеству М. Цветаевой, А.Ахматовой и др.), художественному чтению. Уроки литературы направлены на формирование общечеловеческих качеств учащихся (уроки по творчеству Л. Толстого). Я имею опыт работы с информационными технологиями, поэтому некоторые уроки я провожу в форме презентаций (по творчеству С.А.Есенина). На моих уроках доброжелательность сочетается с требовательностью, напряженный учебный труд – с заинтересованностью его результатами. Принимаю активное участие в работе РМО учителей русского языка и литературы, Оказываю практическую помощь учителям, т.к. методически подкована, знаю содержание основных нормативных документов в сфере образования.
Внешняя торговля России через морские порты Приморского края 1860 – 1900 годы. Порто-Франко.
М.И. Бондаренко, учитель истории и обществознания. с. Большой Улуй.
В пореформенный период, в связи с быстрым развитием всего хозяйства страны, увеличивается роль внешней торговли. На первом месте во внешнеторговом обороте стояли балтийские порты, на втором – сухопутные пути по европейской границе, на третьем – Черноморские порты, на четвёртом – порты Белого моря, на пятом все сухопутные и морские пути по азиатской границе. Совсем незначительное место во внешнеторговом обороте России занимали порты Приморского края, но тем не менее внешняя торговля России через морские порты Приморья имела важное значение для заселения края русским населением и для экономического развития Дальнего Востока. Россия на Дальнем Востоке имела малочисленное население, отсутствовал военно-морской флот на Тихом океане. Слабость России на Дальнем Востоке пытались использовать в своих интересах США и Япония. В 1857 году американцы поставили вопрос о покупке Аляски. В 1867 правительство России продало Аляску США. В 1875 году Япония добилась от России передачи ей Курильских островов. Укрепляя позиции России на Дальнем Востоке, правительство стремилось решить вопрос границы с Китаем. «В 1858 году по Английскому договору к России отошло Приморье. По Пекинскому договору 1860 года к России отошёл Уссурийский край, который вошёл в состав Приморской области». Важное значение для России имело заселение Дальнего Востока русскими переселенцами. Переселение русских людей на Дальний Восток шло всегда, но население увеличивалось медленно. В 1891 году в Приморской области оно составляло 110, 537 человека. Всё это накладывало существенный отпечаток на внешнюю торговлю России в этом районе. Отсутствие русской промышленности на Дальнем Востоке, бездорожье, отдалённость мешали экономическому освоению этого района, поэтому правительство разрешает беспошлинный ввоз иностранных товаров. Такое положение названо правом порто-франко. Порто-франко на Дальнем Востоке введено в 1856 году. В 1857 году иностранцы допущены к торговле в Приморье. «Иностранцам дозволяется вступать в купеческие гильдии наравне с природными подданными империи и за тем пользоваться всеми торговыми по гильдиям правами предоставленными российскому купечеству.»1 Однако Дальний Восток не долго пользовался абсолютной свободой торговли. В 1868 году было создано Николаевское акцизное управление по сбору пошлин с крепких напитков. В 1887 году были обложены пошлиной табачные изделия, а в следующем году сахар, медь, керосин, дрожжи, спички, нефтяные осветительные масла.2 ____________________________ 1 полное Собрание Законов. Спб. 1860, т.39. собр.2. отд.2. 2 Сибирь и великая сибирская железная дорога. Спб. 1896, стр. 220.
Следовательно, порто-франко морских портов было относительным, в рассматриваемый период. В 80-е годы начинают получать некоторые выгоды русские торговцы. Главной причиной обложения некоторых товаров в 1887 – 1888 годах являлась защита покровительственной пошлиной той русской промышленности, которая уже могла обеспечить снабжение населения Дальнего Востока предметами своего изготовления. В первую очередь это: винокурение, спичечное и табачное производство. С провозглашением порто-франко морских портов Дальнего Востока началась борьба разных групп купечества и промышленников. Одни отстаивали порто-франко, а другие осуждали. Сторонниками порто-франко были купцы, которые занимались ввозом иностранных товаров. Это прежде всего крупные торговые фирмы Дальнего Востока «Кунст и Альберс», «И.Я. Чурин и К», «Лангалитье», «Эмери», «Пересен», «Дикмак и К», «Корес», «Людорф». Среди данных фирм одна русская: «И.Я. Чурин и К». Те торговцы, которые занимались торговлей русскими товарами были заинтересованы в отмене порто-франко. Беспошлинный ввоз иностранных товаров делал русских купцов не конкурентоспособными. Если при освоении Дальнего Востока требовалось порто-франко, которое способствовало расширению торговли и освоению края, то в 80-е годы XIX века имелось уже достаточно накопленного капитала, чтобы создать местную обрабатывающую промышленность. На пути этому стояла беспошлинная торговля иностранными товарами, которая конкуренцией товаров иностранного происхождения душила в зачатке местную промышленность. Таким образом, порто-франко, сыгравшее важную роль в деле освоения Дальнего Востока, должно было сменится таможенным обложением всех иностранных товаров. Внешняя торговля, необходимый инструмент правительства, не только для наполнения внутреннего рынка товарами, но и для повышения конкурентности Российской промышленности, развития экономики в целом, снижения цен на товары и снижения инфляции. Если правительство не понимает как этим инструментом пользоваться, ошибается, то всё пойдёт «как всегда в России»…
|